Наступление переходного возраста, прежде всего, связано с физиологическими изменениями в организме. Бурный рост, гормональная перестройка, половое созревание приводят и к психологическим изменениям. Новая внешность, новые ощущения — дети часто перестают понимать, что с ними происходит, живут в ощущении хаоса. В этом хаосе подросток ищет себя. Учится жить в обществе, строить отношения, начинает формироваться как личность.
Часто подростки своим провоцирующим поведением проверяют родителей «на любовь». Задача родителей — пройти эту проверку. Бывает так, что подросток нарушает все известные запреты, грубит, не слушается — кажется, что контроль над ним потерян. И здесь родители начинают «разрываться» на части. С одной стороны, в них живёт родитель, которому нужно учиться по-другому выстраивать отношения с ребёнком, выдерживать его претензии на самостоятельность. С другой — столкновение с подростковыми проблемами в родителях того самого «раненого» ребёнка, у которого когда-то были подобные сложности в детстве.
Часто в России используются два «крайних» подхода к воспитанию. Первый — отношение к детям как к «маленьким взрослым». На ребёнка с самых ранних лет возлагают меру ответственности, не соответствующую возрасту. Например, когда мама постоянно говорит: «Ты большой, ты должен». Вырастая, человек компенсирует невозможность проявления детского поведения: взрослый начинает вести себя как ребёнок. Другой подход к воспитанию — отрицание ценности личности своих детей. Одним из показателей, что вы используете этот подход, может быть использование в общении с ребёнком таких выражений: «Ты маленький, ничего не понимаешь; Я знаю лучше тебя». Во взрослом состоянии такие «дети» не понимают себя, не осознают своих потребностей, не умеют и не хотят брать на себя ответственность.
Для того, чтобы родителям наладить взаимоотношения с детьми, в первую очередь, полезно вспомнить свои ощущения и переживания в подростковом возрасте. Надо научиться слушать и слышать своих детей. В этом возрасте для подростка исключительно важным становится принадлежность к определённому сообществу, чаще всего им становится сообщество сверстников. Не мешайте ребёнку общаться с друзьями, но и сами не теряйте с ним контакта. Уважайте личные границы. Подросток может повесить на дверь табличку со словами «Не входить» — это его право. Стучите, когда заходите в комнату ребёнка, не трогайте его личные вещи без разрешения. У подростка в доме должно быть место, где он сможет уединиться, идеальный вариант — отдельная комната.
Бывает так, что родители делают всё «как положено»: работают над собой, стараются найти подход к подростку, учитывают его интересы — а ситуация не меняется…
Чтобы уважать в подростке личность и относится как к личности, родители сами должны быть личностями — внутренне цельными и состоявшимися людьми. Это трудно. Бывает так, что заканчиваются внутренние резервы и возникает ощущение, что все усилия по воспитанию бесполезны. Тогда нужно формировать другое пространство общения, найти людей, которые могут положительно повлиять на подростка. Таким может быть авторитетный для ребёнка родственник, психолог, учитель, тренер спортивной секции. Самое главное, что мы делаем у нас в центре психологии — это поддерживаем родителей. Они самые лучшие для своих детей.
Центр по оказанию профессиональной психологической помощи с выстраиванием длительных отношений с клиентами. Располагается в самом центре г. Оренбурга. Прием ведут опытные психологи. Консультирование по скайпу. Работаем ежедневно с 9:00 до 21:00.
г. Оренбург, пер. Бухарский, д. 5/1
+7 (3532) 96-05-65
+7 (912) 846-05-65