В последнее время мне часто на консультации задают такие вопросы. И если в сентябре и октябре у родителей еще есть силы как то справлять со своими эмоциями, то начиная с декабря, родители начинают жаловаться на сплошное бессилие и крики в доме. Из опыта моей работы могу сказать, что чаще всего причины школьного обучения скрыты и увидеть их можно применяя психологические методы.
1. Последнее обращение, которое я запомнила, было связано с тем, что ребёнок переживал, что не такой как все и не находил себе места в коллективе и как следствие, желание ходить в школу и выполнять домашнее задание практически сводилось к нулю.
Как не допустить такую ситуацию? Если вы видите, что ребёнок хорошо усваивает знания, дома для вас показывает блестящие результаты, но в школе учитель говорит, что он ничего не делает и мало что знает, обратите внимание, чувствует ли он себя комфортно и уверенно на уроках. Помогите найти ему свою нишу в классе, приглашайте к себе в дом одноклассников, разрешайте проводить с ними время в выходные дни.
2. Часто на консультациях выясняется, что причина школьной «лени» кроется в самой семье: в отношениях между ее членами или в отношении самих родителей к обучению в школе. Распространённый пример: в наше время родители хотят дать детям то, чего не было у них самих. И, на первый взгляд, в этом нет ничего плохого, в этом заключается развитие общества. Но если родители начинают в ребенке воплощать свои мечты, не учитывать его интересы, не обращать внимание на его возрастные возможности, то сначала ребёнок будет послушен и будет стараться для родителей до последнего. Но когда ему станет не под силу нести этот груз ожиданий, то рано или поздно наступит срыв. Ребёнок начнет отказываться от того, что для него тяжело, а родители недоумевать: «Он просто лениться, раньше же получалось! Он может, но не хочет!» А он просто устал стараться для вас и не может.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, родителям важно помнить, что прожить свою жизнь в ребёнке нельзя. И начать разбираться со своими переживаниями относительно нереализованных мечтаний детства самостоятельно, и позволить ребёнку проявлять свои желания и интересы и развиваться согласно своего возраста.
3. Иногда в беседе с родителями в основном будущих первоклашек я вижу страх в глазах взрослых не справиться со школьной программой. Потому что у них самих было в школе совсем все по-другому, и они бояться встретиться с неизвестностью, им тяжело настроить ребёнка на обучение. А если маме с папой страшно, ребёнку тем более. И в школу он будет ходить, но захочет ли учиться?
Родителям в этом случае важно начать доверять своему ребёнку. Ведь природа ему уже заложила все способности интересоваться новым и изучать. Наша задача: не мешать ему, а создавать условия для развития.
4. Другая ситуация: ребёнок успешный, отличник и гордость всей семьи. Если родители ставят успехи ребёнка во главу угла и начинают возлагать много надежд, любая неудача в школе может быть для ребёнка ударом и выбить из обычного ритма жизни. А если еще в этот момент не будет поддержки от близких взрослых, ребёнок может отказываться от учёбы в школе, что бы ещё раз не испытывать болезненные ощущения от неудачи. Ребёнку очень важно знать и чувствовать, что родители в него верят и любят не только за его успехи. Но я часто встречаюсь с тем, что родителям сложно уйти от стереотипов своих родительских семей, наше поколение не привыкло к похвале. И современные родители не умеют хвалить ребенка и даже бояться это делать. Боятся лишний раз показать любовь, что бы якобы «не испортить» ребёнка.
Учитесь сами и учите детей относиться к неудаче, как к этапу движения к совершенству. Сравнивайте ребенка с самим собой в прошлом.
В момент неудач хвалите ребёнка за старания и желания стремиться стать лучше, начните отделять свой негативный опыт школьного обучения, травматические переживания прошлого и вы заметите, как вашему ребёнку легче будет учиться, достигать успехов и получать свои впечатления школьной жизни.
Центр по оказанию профессиональной психологической помощи с выстраиванием длительных отношений с клиентами. Располагается в самом центре г. Оренбурга. Прием ведут опытные психологи. Консультирование по скайпу. Работаем ежедневно с 9:00 до 21:00.
г. Оренбург, пер. Бухарский, д. 5/1
+7 (3532) 96-05-65
+7 (912) 846-05-65